Согласно греческим преданиям, боги Олимпа были не прочь полакомиться молочными продуктами. Амалтея - божественная коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса, которого его мать Рея укрывала от своего мужа, кровожадного Крона на острове Крит. Когда Зевс стал главой олимпийцев, он взял козу на небо, и она стала звездой Капеллой, что означает "коза", в созвездии Возничего. Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия. Тот, кто держал его в руках, мог получить все, что он хотел. Шкурой козы Зевс обтянул свой щит, который стал эгидой в борьбе с титанами. В эллинских мифах спутницы Диониса - Менады своими тирсами выбивают из скал и земли молоко и мед и этим увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису. В поэмах Гомера прекрасным белым стихом рассказывается о сыре и о способах его приготовления. В "Одиссее" заброшенные в пещеру циклопа греки наблюдали, как он: "…Белого взял молока половину, мгновенно заквасил/ Тут же отжал и сложил в сплетенные прочно корзины..."
С молоком тесно связано течение в христианстве, развившиеся из Духовных Христиан - русских крестьян, которые еще в 1600-х годах выступили против поклонения иконам, против божественной сущности царей, против православных постов, против военных убийств и ряда других практик, которые считали противоречащими Библии. Впервые название "молокане" появилось в 1670-м году в отношении тех, кто игнорировал большинство из 200 постных дней в году. "Молокане", т.е. "пьющие молоко", не отказались от этого ярлыка, но даже закрепили его, добавив, что они "пьющие духовное молоко Господа" (обыгрывая довольно частое фигуральное упоминание молока в Библии, особенно: "как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1 Пет. 2:2). Поскольку в XVIII и XIX вв. слово "православные" воспринималось как синоним слова "русские", духоборцы и молокане, разорвавшие с Православной Церковью, осознавали себя не русскими, а "особыми народами Божиими".
В средневековой Европе молоко было важным компонентом магических ритуалов. Так, в книге "Аталанта бегущая (исчезающая)" (1618) есть рецепт: "Посади жабу женщине на грудь, чтобы она ее сосала, и когда женщина умрет, то жаба от молока станет очень большой". Затем жаба использовалась для получения «квинтэссенции». Упоминается также, что находящаяся на пути к философскому камню первоматерия должны пропитаться "молоком девы" (философским молоком, соком Луны), чтобы себя "накормить". "Ребенок", который должен вырасти, выкармливается, как значится в комментарии, грудью своей матери, которая при этом лишается жизни, - процесс, называемый "ablactatio" (отнятие от груди).
Комментариев нет:
Отправить комментарий