Растительные ноотропы




К ноотропным средствам (от гр. «ноос» - мышление, разум; «тропос» - средство, стремление) относят вещества, активирующие высшие интегративные функции мозга: обучение, память, умственную деятельность, устойчивость к стрессу и др.
В последнее время их относят к психотропным средствам метаболической терапии. Они стимулируют обмен веществ в мозгу, улучшают церебральное кровообращение. При этом энергетические резервы мозга увеличиваются за счет ускорения оборота АТФ.

Основой отнесения к ноотропам является их способность улучшать интегральную деятельность мозга, способствовать консолидации памяти, облегчать процесс обучения, восстанавливать и стабилизировать нарушенные функции мозга: внимание, память, речь и др. Ноотропы повышают умственную работоспособность, снижают утомляемость, улучшают организацию интеллектуальной деятельности, вызывают появление новых мотивов деятельности, положительных эмоций и пр.

Из растительных средств всем этим требованиям отвечают препараты женьшеня, родиолы розовой и других женьшенеподобных растений. Одним из самых признанных ноотропов растительного происхождения считается экстракт из листьев Гинкго Билоба. Активные вещества (флавоновые гликозиды и терпеновые лактоны) уменьшают проницаемость стенок сосудов и улучшают снабжение мозга глюкозой и кислородом. Препараты из экстракта листьев Гинкго Билоба широко используется в Европе для лечения старческих расстройств работы мозга.

В настоящее время ноотропы продолжают оставаться препаратами, которые считают веществами с недоказанным положительным воздействием. Но большинство лекарств разрешено к производству и широко используется для лечения болезней мозга и центральной нервной системы.

В последние годы ведется поиск новых растений с ноотропными свойствами. В частности, установлено, что препараты из дальневосточного дерева маакии амурской [Maackia amurensis Rupr. et Maxim = Cladrastis amurensis (Rupr. ex Maxim) Benth] оказывают ноостимулирующее действие, почти не уступающее женьшеню. Так, в экспериментах на крысах женьшень уменьшал время их обучения на 61%, а маакия амурская - на 37%, причем последняя способствовала даже более быстрому упрочению навыка.

Оба растения проявили способность вмешиваться в процессы переучивания к пространственным дифференцировкам после пятидневного применения. Любопытно, что растения не влияли на оборонительную и познавательную мотивации. По-видимому, механизм их ноотропного действия связан с облегчением возникновения реакции активации ЭЭГ в ответ на сенсорные стимулы.

В этом плане перспективно исследование растений, оказывающих аналептическое действие. В корейской медицине маакия амурская используется в качестве средства, стимулирующего дыхание, так как содержит алкалоид цитизин. Последний раздражает каротидный синус и рефлекторно центральную нервную систему.

Комментариев нет: